Универсальность в произведениях итальянского художника Чезаре Катания

Универсальность искусства.

Эстетика — это особая утонченная грань видения реальности.

Отдавая в «споре искусств» первенство живописи, Леонардо Да Винчи считал её особым выразительным языком, наукой, подобной математике с её формулами. Эти размышления, выраженные в «Трактате о живописи», в Эпоху Возрождения были даже не то, чтобы новаторством, а явным футуризмом.

Картезианская идея об универсальной материи Mathesis universalis, о синтезе накопленных человеческих познаний, выражающихся через систему знаков, символов и математические подсчеты — сейчас это уже не метафизика, а интерпретация реальности.

Ещё одна символичная ассоциация из мира литературы — изощренная интеллектуальная «Игра в бисер», о которой идёт речь в авангардистском романе Германа Гессе, стилизованном под философию сюрреализма. Она состоит в поисках связей между объектами, которые, казалось бы, очень далеки между собой (например, между концертом Баха и формулами по подсчету уникальных числовых значений). В итоге получаются абстрактные комбинации, своеобразная математическая элегантность, идея которой подобна концепту вышеупомянутой «универсальной материи» или «универсальному подсчету познания».

Современная арт-реальность:

Итальянского художника Чезаре Катания называют современным Леонардо Да Винчи именно потому, что он превращает собственные произведения искусства в универсальный образный язык, на котором через присущую ему эстетическую грань и эмоциональность выражает себя наука.

На данный момент это одна из самых ярких фигур на арене итальянской богемы, чьё имя вошло в историю искусства.

Жанры творчества художника — неформальное искусство, сюрреализм, гиперреализм, абстракционизм, скульптура.

Характеристика творчества: отказ от воспроизведения предмета в пользу выражения сюжета.

Чезаре Катания родился 1 февраля 1979 года в Милане. С раннего детства он проявляет интерес к математике,  изобразительному искусству и музыке. Дисциплины, на первый взгляд, разноотраслевые, но Чезаре беспрерывно пытается найти между ними взаимосвязь, что и определило направление его художественного творчества.

Тем временем Чезаре Катания заканчивает миланский Политехнический университет с дипломом инженера и приступает к работе в наследственной архитектурно-строительной фирме.

Наиболее значительные его профессиональные достижения — участие в проектировании новых станций миланского метрополитена и стадиона Армани.

С одной стороны, образ инженера-строителя строг и схематичен, а с другой стороны — перед нами художник, творческая личность, и присущий ему мультиперспективный взгляд проецирует реальность во множестве альтернативных плоскостей.

Способность постичь сущность объекта и перенести его в в отображаемое абстрактное пространство находит художественное выражение в следующих картинах, которые являются своеобразными «тремя китами» его творчества:

  • - «Метафизическая композиция» 2016,

    - «Художественная композиция» 2016,

    - «Динамика движения» 2016.

?

Неординарна эстетика картин абстрактно-символического характера:

  • - «Тщеславие» 2014,

  • - «Фламинго в зеркале» 2015,

  • - «Разрыв» 2012,

  • - «Зависть» 2014,

  • - «Пятно» 2013,

  • - «Сердце земли» - скульптура 2012-2015 годы.

?

Особенностью творчества Чезаре Катания являются эксперименты в отображении перспективы пространства, планомерно деформируя формы объектов и размещая их на трехмерных плоскостях, в будто расслаивающемся пространстве, на параллельных измерениях. Сам он называет этот приём «Методом Прерывающихся Плоскостей».

Именно этот навык впоследствии стал фундаментальным в изобретении художником особой техники для реализации собственных работ, наиболее яркими примерами из которых являются «Трио Джаз» 2014, «Ницца, посвящение Матиссу и Шагалу» 2015, «Летние чтения» 2016.

Произведение «Трио Джаз» как никакая другая картина художника демонстрирует этот способ восприятия реальности.

Окружающий мир и детали, которые привлекли внимание автора, представляются на разных плоскостях, каждая из которых является результатом вдохновения в определенный момент времени. Картина как будто объединяет разные уровни жизненных мгновений в одном произведении — словно сумма многих кадров, которая превращается в художественную эмоцию.

Эстетическая грань произведения реализуется в авторском размещении потоков эмоции на плоскостях отдельных моментов, собранных в одно произведение искусства. Происходит как-будто пересечение и наложение один на другой различных моментов субъективной реальности, которые зрительно сливаются в одно целое. Такой подход, безусловно, — и есть отличительная черта творчества Чезаре Катания.

С этим связана техника, базирующаяся на использовании гипса и акрила, что делает произведение похожим на абстрактный барельеф. Именно так сочетаются скульптура и живопись.

В реализации своих произведений Чезаре Катания использует традиционные материалы — такие как гипс, дерево, ткань, камень, масляные краски, комбинируя их с инновационными материалами на силиконовых и акриловых основах. Параллельно создаётся эффект трехмерности, когда предметы и персонажи «буквально выходят из холста».

Художник, подготавливая материал к работе, заранее просчитывает способы прочного присоединения к холсту гипса, так как хрупкость этого материала затрудняет его обработку. Гипс во многих из его картин укреплён гвоздями и сетями из прочного веревочного шпагата. Именно такая конструкция располагается по всему наброску, подчеркивая и выделяя одни фигуры и оставляя на втором плане другие.

Произведения Чезаре Катания служат концептуальной базой для его архитектурно-строительных проекций.

Как объяснить процесс такой экстравагантной коллаборации?

Искусство и вдохновение служат объектом дизайна, реализация которого базируется на точных геометрических подсчетах.

Своё мнение на тему взаимоотношения искусства и точных наук художник представляет в произведении «Летние чтения». Объектом этой картины является женщина, загорающая на пляже. Голова ее изображается отдельно от тела — это художественная шалость, метафора, символизирующая легкость и беззаботность. В то же время женщину поглощает вовсе не развлекательная литература. Грациозно вытянувшись (художник очень искусно и элегантно выразил красоту главной героини), она изучает теорию мембран Пьера Луиджи Нерви — великого итальянского инженера прошлого века, который является профессиональным ориентиром для Чезаре Катания в точности своих разработок и проекций тонких сводов куполов всех типов и размеров. Второстепенные детали произведения: зонтик в левом верхнем углу картины; ниже стопка из трёх других книг; грудь женщины будто откатилась от ее тела.

Основная характеристика работ Чезаре Катания — легкость и игривость в манере исполнения:

  • - «Селфи» 2015,

  • - «Ночь Фламинго» 2015,

  • - «Зоопарк в Лиссабоне» 2015.

  • - Яркие контрастирующие оттенки отображают эмоциональный фон произведений «Барселонская скрипачка» 2016.

?

Именно отсюда нередкое вдохновение разновозрастными женскими образами:

«Женщина на диване» 2015, «Объятие» 2015, «Женщина в саду» 2015, «Женщина перед зеркалом» 2015, «Бабушка, вяжущая крючком» 2015, «Застенчивость» 2016, «Женщина с книгой» 2016, «Алефтина и ее куклы» 2016.

Что касается мужских образов, то они транслируются скорее на материальном уровне, как эстетика мускулистого телосложения «Динамика движения» — версии В и С — 2016, «Автопортрет» 2016, или подчеркивают эксцентрику характера  «Арлекины» 2015-2016.

Цикличность работ, которая может принять несколько спиральных витков, хронологической разницей в 2-4 года, раскрывает более детальное представление альтернативной перспективы одного и того же объекта или же в смене точек зрения на него. Например, существуют серии «Разрыв», «Пятно», «Арлекины», «Рот Этны», «Синтез Трио Джаз» и т.д.

Вернисажи и экспозиции работ Чезаре Катания представлялись в парижском Лувре, в Монте Карло, в Каннах во время Каннского фестиваля кинематографа, в Палаццо Сербеллони в Милане, в Королевской резиденции в Монце и т.д.

Наука и искусство в работах Чезаре Катания интегрируются с легкостью и непосредственностью, взаимодополняя друг друга концептуально и эстетически.

Художник находится в постоянном поиске новых методов и техник для выражения своего, порой экстравагантного, вдохновения.

Произведения интеллектуальной собственности Чезаре Катания — это также и объекты, реализованные из мрамора, осколков метеорита (скульптура «Сердце Земли - Версии В и С»), а также напыления из драгоценных камней.

На вернисаже в Королевской резиденции в Монце с 1 по 25 июня 2019 года была представлена Версия Е  из серии произведений «Разрыв», в реализации которой, чтобы подчеркнуть контрастность хроматического эффекта, использовались бриллианты, предоставленные художнику холдинговой компанией Boulle Group, Sun King Diamond.

Поэтому в дальнейшем ожидается, что тонкая абстрактная материя вдохновения Чезаре Катания станет концептуальной базой для дизайна предметов роскоши.

 

Автор статьи Наталья Бородюк @natallia_eclectic

Фоторепортаж предоставлен персоналом пресс-офиса Чезаре Катания.

Источники информации:

Персональный веб-сайт художника cesarecatania.eu;
Интервью с автором художественных произведений;
Страница о жизни и творчестве Чезаре Катания в Википедии;
Книга «Генезис», изданная под редакцией художника.

 

Похожие статьи

Fashion in Milan City
Новинки и Тренды
Почему мужская мода интереснее женской?