Какие же они, стереотипы.
Рассматривая манеру одеваться людей на улицах, мы можем пофантазировать о их личности, роде занятий, хобби и интересах, социальной принадлежности. Иногда особо ломать голову не приходится, и мы смело заключаем: перед нами секретарша («серая мышь» или флиртующая с шефом «огонёк»), студентка из районного центра, торговка из фруктового ряда или фитнес-инструктор.
Мы все мыслим стереотипами. Хорошо это или плохо? - коварный вопрос.
Стереотипы - это стремление людей одеваться похоже и соответствовать классовому дресс-коду. Люди часто неосознанно следуют определённым клише, которые навязывает социум.
Какие существуют стереотипы? На самом деле их неисчислимое множество, но мы рассмотрим только некоторые из них, которые сформировались на основе принадлежности людей к той или иной социальной группе. Например, мы часто говорим: «одета, как учительница» или «настоящая бизнес-леди». Бывает, что презрительно обзываем кого-то «колхозницей» или «провинциалкой».
Стереотипы - это ярлыки, которые мы осознанно или неосознанно навешиваем на людей.
Это может быть также и маниакальное следование так называемым «статус символам». Существует некий мистический двигатель, который заставляет людей так буквально воспринимать моду и понимание "престижно одетого" человека. В чем же дело? Дело в неуверенности, желании самоутвердиться, быть принятым окружающими, боязнь быть осмеянным при неудачном эксперименте. Проще быть таким, как все.
Таким образом, выражение «престижный человек» становится стереотипом, но всегда ли это совпадает с понятием «стильный»? Ведь следование последним веяниям моды и импульсивные покупки новинок из бутиков (в случае ограниченного бюджета - имитаций турецкого происхождения) не обозначает иметь собственный стиль, который является отражением личностного характера и индивидуальной сущности.
Вот любимое сочетание у постсоветских модниц: норковая шуба или пуховик Moncler, сумка Louis Vuitton, «угги», велюровый костюмчик от Джуси Кутюр, сумочка модели «255» или «boy» от Chanel, очки в пол-лица (вне зависимости от погоды) и опять же важный вид - в общем, обладательницу такой «униформы» уж никак не заподозришь в чувстве юмора, настолько серьезно она воспринимает себя и окружающий мир.
Перечисленные бренды далеко не средней ценовой категории, но модницы продолжают тонуть в кредитах, чтобы купить дорогую и престижную вещь. Это называется - следовать «статус символу». А для чего? Чтобы стать очередной пешкой из целого ряда клонированных фигур и попросту раствориться в толпе на Тверском Бульваре, Немиге, Крещатике или на улице Монтенаполеоне в Милане в период распродаж или скидок на билеты Аэрофлота или Белавия? Ещё часто в основу стереотипа входит традиционное (и я бы сказала, устаревшее) понятие о женственности. С детства девочек одевают в розовый и цвет фуксии, и по мере взросления им навязывают юбки, а то и, гляди, «милые» блузки с рюшами, которые сопровождаются длинными локонами. Что-то вроде Барби в стиле «кантри».
А как нужно одеваться, чтобы выглядеть «секси»? Обязательно ли надевать мини-юбку и головокружительный каблук и становиться эдакой роковой хищницей-соблазнительницей?
обратная сторона монеты - обязательно ли резко становиться «благородной» и «интеллигентной», облачившись в деловой костюм, (причём, показываться в нем сплошь и рядом, даже на первом свидании), и отрицать все, что могло бы посчитаться «вульгарным»: анималистические принты - «леопард», например, или змеиный рисунок.
Всегда ли это настолько вредно - следовать стереотипам?
Иногда существующие стереотипы можно переиграть и заставить служить себе на пользу, то есть создать новую тенденцию - как это сделал креативный директор ультрамодного нынче бренда Vetements.
Что такое «vetements» — буквально «одежда», «тряпьё», а летерально — «секонд хэнд», чему и визуально соответствует стиль бренда. Получается, что сейчас в моде одеваться, как «колхозница»...? Вот пример тому, как изживают себя стереотипы в непрерывно вращающейся спирали моды. Это сыграло определенную роль в обществе - перевернулась эстетика и ценности восприятия.
ВООБЩЕ, МОДА ИГРАЕТ ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ - ЭТО КАК НЕКИЙ ИНФЛУЕНСЕР, который влияет на умы и мировоззрение.
Сейчас в моде эклектика - то есть смешение стилей в одежде, что делает грань между стереотипами предельно тонкой. Хотя, это так же, как и все в мире, основано на личном вкусе и мироощущении. Важно одно: долой ограничения! Все со всем носят! Но, если хорошо подумать, то сложность для многих людей состоит именно в этом: как это все со всем носят? - гораздо проще знать, что платье с кроссовками нельзя; что при любом крое женщине необходимо подчеркивать талию; что контрастные цвета не сочетаются и т.д. Ведь теперь одеваться стали не по правилам, а спонтанно и интуитивно. Раньше было проще, когда с уверенностью утверждали: это белое, это чёрное, а это красное, - и все было предельно чётко и понятно.
Часто люди обращаются к квалифицированным специалистам (стилистам и даже психологам), которые могут помочь решить проблему гардероба и личностной идентификации. Хотя и тут следует предостеречь себя, чтобы вашу фигуру не обозвали «грушей» или «песочными часами», и не размахивали перед вашим лицом раскладывающимся веером цветовой палитры, утверждая что вы по цвету кожи - тип «зима» или «позднее лето» (не уточняя, что зима и лето в Минске и в Крыму - рознь). Также долой приверженцев устаревшей теории архетипов по Кибби, которая изжила себя ещё 30 лет назад.
Чтобы не стать рабом стереотипов и неквалифицированных специалистов, крайне важно воспитывать в себе эстетический вкус. Увлекайтесь искусством, ходите на выставки современных художников, фотографов, дизайнеров и даже исследователей. Хотя бы для того, чтобы быть в состоянии критически оценить работу стилиста, которому вы доверили собственный стиль и имидж.
Мы живем в эпоху инстаграма и визуальной реализации. Но опять же, нужно уметь выбирать из конвейера информации то, что подходит именно вам. Вкус, и не только в одежде, - это истинная роскошь, которая облагораживает человека. И хотя постсоветская молодежь стала одеваться лучше, все-таки еще очень мало креативно одетых людей; по-настоящему элегантно выглядят единицы. Часто просто не хватает умения фантазировать и экспериментировать. Часто преобладает боязнь выделиться из толпы и быть осмеянным приверженцами однообразной популярной массовой культуры. Необходимо изучать себя, раскрывать черты собственного характера, которые до этого блокировались общепринятыми установками:
Это с этим не носят;
Ты же девушка...;
Чего это ты вырядился, как клоун?
Ты же серьезный парень и т.д.
Ведь стиль - это внешняя трансляция внутреннего Я. Очень важно не просто слепо следовать моде, а самим создавать ее. Как говорят, если вы не чувствуете, как следует выглядеть, чтобы быть "в тренде", лучше "быть самими собой". Ведь самое обидное - это когда вы стараетесь кому-то подражать, но у вас ничего не получается, потому что вы отличаетесь - у вас другой цвет волос, другие манеры, другой голос, другая внешность, другой характер и другое мироощущение. Поэтому нужно искать свою одежду - ту, которая подходит именно вам по стилю, по образу жизни, по внешним данным.
Как сами стилисты борются со стереотипами на личном примере автора статьи.
С самого начала моей модной карьеры(а на самом деле ещё задолго до этого) я искала свой собственный стиль. Когда-то в 90-ые годы все массово закупались на пригородных рынках, которые по мере «цивилизации экономики» плавно трансформировались в торговые центры. Я всегда старалась выйти за рамки предлагаемого ими ширпотреба, поэтому самостоятельно освоила основы кройки и шитья. Таким образом я имитировала модели одежды, увиденные в голливудских сериалах, и не стеснялась любопытных взглядов на улицах.
Потом в 2000-ых годах я начала посещать Италию и вскоре переселилась туда насовсем. Освоение итальянских брендов происходило «изнутри и снаружи» - это значит, что я подходила к ним не только как потребитель, но как участник и звено итальянской модной индустрии. Я закончила школу моды и начала с работы в бутике Москино, где в течении многих лет прошла карьерную лестницу от склада и примерочных до головного офиса; столкнулась с коммерцией винтажа, с архивизированием отдельных экземпляров для музейных винтаж-коллекций, приобрела опыт работы на бэкстэйдж дизайнерских показов во время Недели Моды в Милане; потом сделала резкий переход в мир мужской моды - в люксовый неаполитанский бренд Isaia, стала частым гостем мероприятия Питти-мэн, где собираются самые стильные мужчины Италии.
Стиль для меня стал уже не самоцелью, а своеобразным инструментом. Как игра в шашки или кубик-рубик, в результате складывания которого получаются фото, использованные для сопровождения этой статьи о стереотипах. С удовольствием предлагаю их вашему вниманию.
Заключительный совет: на базе изъезженных стереотипов, создавайте ваши личные образы, в которых отражаются ваш характер и ваша многообразная личность!
Автор статьи - Наталья Бородюк @natallia_eclectic